тел. 8(8332) 45-05-12
ПОЖАРНЫЕ РУКАВА. ИСПЫТАНИЯ И СУШКА.

Применение напорных рукавов.

Напорные рукава укладывают в отсеки кузова пожарного автомобиля в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля.
Рукава, расположенные на катушках, закрываются специальным чехлом из плотной водонепроницаемой ткани.
При прокладке рукавных линий необходимо следить, чтобы рукава не имели резких перегибов, не допускать прокладки рукавов по острым или горящим предметам, поверхностям, залитым горюче-смазочными материалами или химикатами. Прокладывать рукавные линии в лестничных клетках следует между маршами, не загромождая при этом проходы и лестницы. Прокладка рукавных линий по улице, дороге, двору, должна производиться по возможности на непроезжей части, а через железнодорожные или трамвайные пути - под рельсами между шпалами. В местах движения автотранспорта рукава должны защищаться рукавными мостиками.
При прокладке рукавных линий через заборы, окна и другие препятствия, где возможны резкие перегибы рукавов, следует использовать рукавное колено. Для разгрузки вертикальной рукавной линии, прокладываемой по стене, внутри здания или по пожарной лестнице, необходимо применять рукавные задержки из расчета одной задержки на рукав.
Запрещается сбрасывать на рукавные линии части разбираемых конструкций, а также сбрасывать рукава с крыш и верхних этажей зданий. Рукава должны переноситься пожарными, спускаться с высоты при помощи веревок или других приспособлений.
Во избежание разрывов рукавов от гидравлических ударов подавать воду в рукавную линию следует путем постепенного открытия клапанов напорных патрубков насоса и разветвлений. Запрещается резко повышать давление в насосе, а также резко перекрывать ствол.
При возникновении течи в рукаве она должна быть немедленно устранена путем установки рукавных зажимов. В зависимости от размера дефекта рукава могут использоваться следующие рукавные зажимы:
а) ленточный зажим для ликвидации течи из отверстий диаметром до 2 см или разрывов длиной до 3 см;
б) корсетный зажим для ликвидации течи из продольных разрывов длиной до 10 см.
В качестве зажима может быть использован также отрезок рукава того же диаметра длиной 15-20 см, который до навязки головок одевается на рукав. При появлении течи во время работы на пожаре, давление в рукаве сбрасывается, и отрезок (зажим) перемещается на место дефекта рукава.
После окончания тушения пожара при сборке рукавов зажимы снимают, а место течи отмечают химическим карандашом.
В зимнее время после окончания тушения пожара необходимо воду немедленно слить из рукавов. Вмерзшие в лед рукава следует отогреть паром, горячим воздухом или применять компресс из коммы, смачиваемой горячей водой. Перед складыванием рукавов места сгибов необходимо оттаять. В случае сплошного промерзания рукавов сборку их проводить без сгибов и переломов, при этом перевозку рукавов надо производить на грузовых автомобилях с прицепами или на санях с подсанками, укладывая рукава во всю длину.

Обслуживание пожарных рукавов, находящихся в эксплуатации.
Оттаивание (отмочка) пожарного рукава.
Доставленные на рукавную базу (пост) или в часть использованные на пожаре или учении рукава должны полностью оттаять в теплом помещении. Для этого может быть использована ванна с водой. Чтобы ускорить процесс оттаивания, ванна закрывается сверху крышками и в нее подается горячая вода. Эта же ванна используется для отмочки загрязненных рукавов.

Мойка пожарного рукава.
После оттаивания или отмочки рукава подаются на мойку. Мойке должны подвергаться все типы напорных рукавов. Рукавомоечная машина, устанавливается, как правило, на торце ванны. Для заправки рукава в машину необходимо открыть крышку, развести моющие щетки, через входное окно вставить рукав, привести метки в рабочее положение, закрыть крышку, открыть клапан подачи воды и включить электропривод щеток. В случае сильного загрязнения рукав пропускается через рукавомоечную машину несколько раз до полного удаления грязи. Концы рукавов, примыкающие к головкам, моются вручную веткой.

Испытание и сушка пожарных рукавов.
При испытании всасывающего рукава на герметичность один конец его подсоединяют к источнику давления, другой закрывают заглушкой, имеющей кран для выпуска воздуха. При открытом кране рукав медленно заполняется водой до полного удаления воздуха из него, кран закрывают и постепенно повышают давление в рукаве до указанного в таблице 1 значения испытательного давления в соответствии с диаметром и группой рукава, и выдерживают рукав при этом давлении 10 мин. На рукаве не должно быть разрывов, просачивания воды в виде росы и местных вздутий, а также деформации металлической спирали.

Таблица 1

Диаметр рукава, мм

Испытательное давление, МПа, для рукавов

 

Группы 1

группы 2

До 75

75 и выше

0,3 ±0,03

0,2 ± 0,02

1,0 ± 0,1

0,75 ± 0,08

Для испытания рукавов на герметичность при вакууме один конец рукава подсоединяют к вакуум- линии с мановакуумметром, другой заглушают. Создают в рукаве вакуум, равный (0,08±0,01) МПа, перекрывают вакуум-линию и выдерживают рукав при этом разрежении в течение 3 мин. Падение разрежения в рукаве за это время не должно превышать 0,013 МПа. В процессе испытаний на наружной поверхности рукава не должно быть сплющивании и изломов. После испытания внутреннюю полость рукава просматривают на свет. Рукав, выдержавший испытание, не должен иметь на внутренней поверхности выпуклостей, пузырей, надрывов и отслаивания.
Обнаружить отслоение внутреннего слоя резины осмотром рукава бывает весьма сложно, так как слой резины при снятии разрежения занимает первоначальное положение. Однако отслоение и перекрытие проходного сечения рукава при разрежении можно определить по некоторым внешним признакам. Так, при попытке забрать воду из водоема, вакуумметр показывает высокое разряжение, но вода в насос не поступает.
Рукава, не выдержавшие испытаний, бракуют. На забракованные новые рукава и рукава, вышедшие из строя ранее 2 лет с момента их ввода в эксплуатацию в пределах гарантийного срока хранения, равного 3,5 года с момента изготовления, составляют акт и направляют рекламацию изготовителю для замены. Находящиеся в эксплуатации всасывающие рукава испытывают при проведении ТО-1 пожарного автомобиля.
Сушить всасывающие рукава следует до высыхания капельной влаги, зимой в рукавных сушилках, летом на открытом воздухе, в тени. Температура сушки не должна превышать 50°С. Запрещается сушить рукава на отопительных батареях, котлах, крышах зданий и "на солнце". После испарения влаги рукава должны немедленно удаляться из сушилки.
Напорные рукава, предназначенные для эксплуатации на передвижной пожарной технике, в соответствии с технической характеристикой насосов, применяемых на пожарных автомобилях, испытывают под давлением 1 МПа (10 кгс/см2), которому рукава подвергаются после каждого обслуживания, ремонта или при плановых проверках. Рукава на рабочее давление 3 МПа испытывают при рабочем давлении насоса автомобиля высокого давления.
Испытательное давление поддерживают в рукаве в течение времени, достаточного для осмотра рукава, но не более трех минут. Рукава из натуральных волокон (льняные и льноджутовые) перед испытаниями заполняют водой под давлением 0,2—0,4 МПа и выдерживают в течение 5 минут. Рукава, находящиеся под действием испытательного давления, должны быть герметичны в месте навязки их на соединительные головки. У рукавов 2 сорта допускается на длине 20 м не более трех пылевидных свищей (высота пылевидного свища, направленного вертикально вверх, не должна превышать 150мм). У рукавов 1 сорта свищи не допускаются. Льняные и льноджутовые рукава под испытательным давлением после замочки не должны иметь свищей, кроме пылевидных, в количестве: 1 сорт - не более трех; 2 сорт - не более пяти на длине 20 м.
Рукава, выдержавшие гидравлические испытания, подвергаются сушке, на новые рукава заводят паспорта и передают в эксплуатацию.
Находящиеся в эксплуатации рукава испытывают после каждого обслуживания и ремонта, а также два раза в год - при сезонном обслуживании пожарной техники.
После сушки латексированные рукава талькируются продувкой дозированного количества талька сжатым воздухом, не снимая их с катушки агрегата. Башенная сушилка должна иметь калорифер или другие приборы для подогрева воздуха. Развешивать рукава для сушки нужно равномерно по всему сечению шахты. Плотность заполнения должна быть 10-15 рукавов на 1м. Подъем рукавов производится лебедкой.
В камерных сушилках рукава сушат свернутыми в свободную скатку с зазорами 20-25 мм между витками. 
Сушить рукава следует согласно инструкции по эксплуатации для каждого типа сушилки.
При отсутствии рукавных сушилок рукава следует сушить:

- вне помещения при температуре воздуха +20оС и выше при относительной влажности не выше 80%. Рукава развешиваются или раскладываются на решетчатый наклонный стеллаж. При этом они должны быть надежно защищены от прямого действия солнечных лучей и осадков;

- в помещениях с достаточно нагретым воздухом или с тепло излучающими приборами. Рукава располагаются так же, как и в сушилках или на решетчатых стеллажах, на расстоянии не менее 1 м от тепло излучающих приборов, в обоих случаях

Запрещается сушить рукава непосредственно на отопительных батареях и котлах, на крышах зданий, а также не допускается подвешивать рукава для сушки на металлических и неокрашенных предметах.

Скатка и перекатка пожарных рукавов.
Скатка рукавов в одинарную или двойную скатки производится после их сушки.
Рукав наматывается на нижнюю катушку в одинарную скатку до середины длины, отмеченную на нем поперечной полосой, а затем средней частью помещается в вилку верхней катушки, которая скатывает рукав в двойную скатку: один конец с барабана сушильного агрегата или с пола, другой - с нижней катушки.
В одинарную скатку рукав наматывается всей длиной на нижнюю или верхнюю катушки. При необходимости перекатки рукава на новую складку это можно сделать при помощи того же приспособления.
Рукава, находящиеся на хранении, а также в пожарных автомобилях находящихся на консервации (резерве) подлежат перекатке не реже одного раза в квартал.

 

 

================================================== --> -->